Denis Zelenykh

Как «токены» типографики использовались в дореволюционной России

Сейчас большинство дизайн-систем используют условные наименования стилей шрифтов — display, headline, title, body или H1, H2, H3 и т.д. Определённому набору параметров шрифта: гарнитура, начертание, кегль, интерлиньяж, трекинг, — задаётся условное обозначение.

Например, шрифту который используется для крупного заголовка, присваивается наименование «Display», подразумевающее, что для вёрстки будет использоваться начертание шрифта Medium, из гарнитуры Roboto, в кегле 24pt, с интерлиньяжем 28pt.

Пример условных обозначений стилей типографики

Использование условных обозначений упрощает работу с типографикой, делает более удобным обновление библиотек, запоминание стилей и облегчает понимание иерархии стилей в структуре проекта.

Аналогично применялись условные обозначения в российских словолитнях и типографиях ещё до изобретения дизайн-систем и интернета — каждому «текстовому стилю» задавалось уникальное название в системе учёта шрифтов.

Система типографики в словолитне содержала размер кегля и уникальное наименование «стиля» шрифта в системе:

Диамант — 4pt
Перл — 5pt
Нонпарель — 6pt
Миньон — 7pt
Петит — 8pt
Боргес — 9pt
Корпус — 10pt
Цицеро — 11pt
Гробе-цицеро — 12pt
Миттель — 14pt
Терция — 16pt
Текст — 20pt
Двойное цицеро — 24pt
Двойной миттель — 28pt
Мелкий канон — 36pt
Крупный канон — 40pt и другие.

Шрифты в 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31 кеглях, одним словом — все нечётные свыше 11 пунктов, в типографском деле России не использовались.

Пример иерархии заголовков, используемых в словолитнях и типографиях дореволюционного периода

Шрифты определённого кегля (стиля) имели такие параметры, как высота буквы, ширина буквы и начертание, зафиксированные в конструкции «литеры» (оттиска символа), что делает наименование кегля неким подобием современного дизайн-токена, содержащего необходимые параметры.

Стоит отметить, что до введения «Системы Дидо», размеры литер и их исполнение отличались в разных словолитнях, но эта статья не о стандартизации размеров кеглей, а о первых попытках систематизировать типографику в целом. Поэтому о «Системе Дидо» рекомендую почитать отдельно.

Описанная система учёта кеглей является одной из первых попыток систематизировать типографику в словолитнях и итоговых «проектах» печатников.

Пример литеры

Условные обозначения были локально общепринятыми (названия могли отличаться в разных словолитнях, все таки заря книгопечатания, а инструменты быстрого обмена данными ещё не придумали) и формировались из наименований сочинений впервые набранных тем либо иным шрифтом, в определённом кегле, свойств шрифта, имени автора шрифта или собственника словолитни, изготовившей шрифт.

Например, 11 кегль назывался «Цицеро», потому что этим кеглем впервые были отпечатаны записи Цицерона, 10 кегль назывался «Корпус», им впервые был набран «Corpus juris cuvilis» (Гражданские законы).

Названия «Перл» (жемчужина), «Нонпарель» (вне сравнения или несравненный), «Миньон» (милый) давались в зависимости от размера и качеств шрифта.

Пример структуры типографики (слева), описание происхождений названий (справа)

Сейчас мы оперируем наборами размеров шрифтов для различных частей интерфейса, опираясь на лучшие практики и популярные дизайн-системы, например «Материал». Тогда также существовали определённые подборки оптимальных кеглей для печати книг, газет, иной продукции и отдельных частей текста в «макетах». А изготовители шрифтов и печатники постепенно работали над синхронизацией наименований, размеров и исполнения элементов шрифтов.

Рекомендации Material по использованию кеглей в стилях типографики

Исходя из представленной схемы, структуру типографики воображаемой «дизайн-системы» некого проекта тех времён можно было представить так:

Двойное цицеро — 24pt (Кегль для набора декоративных заголовков или H1)
Терция — 16pt (Кегль для набора подзаголовков или Subtitle)
Гробе-цицеро — 12pt (Кегль для набора основного текста или Body)
Петит — 8pt (Кегль для набора второстепенного текста или Caption)
Диамант — 4pt (Кегль для набора лейблов или Overline)

Было бы забавно встретить ДС с такими обозначениями стилей в современности.)

Описанный подход был наиболее распространённым на территории России, в то время как за границей использовали для обозначения кеглей только значения величин кеглей.

Чуть позже Фримен Дидо, один из самых известных представителей семьи Дидо, династии типографов и бумажных фабрикантов, представил собственную систему типографики, в которой стандартизировал размеры кеглей, выведя типографский пункт, равный 1/72 французского дюйма или 1/2660 м = 0,375939849624 мм или примерно 0,376 мм.

Кроме того, Дидо разработал собственную систему наименований размеров (стилей), основанную на его наработках и наработках коллег по цеху.

Система выглядела следующим образом: Diamond — 3pt, Sedanoise — 4pt, Parisienne — 5pt, Nonpareille — 6pt, Mignonne — 7pt, Petit-Texte — 7,5pt, Gaillard — 8pt, Petit-Romain — 9pt, Philosophie — 10pt, Cicero — 11pt, St.-Austin — 12pt, Gros-Texte — 14pt, Gros-Romain — 15pt, Petit-Paragnon — 18pt, Gros-Paragnon — 21pt, Palestine — 24pt. Но это уже совсем другая история. Спасибо за внимание к моей публикации.

Больше о типографском деле и работе со шрифтами можно прочесть в книге Петра Коломнина «Краткие сведения по типографскому делу».

Интересуешься дизайном привычных вещей — подписывайся в Телеграме на Lorrrem.