Denis Zelenykh

«First things first» или манифест ответственного дизайна

First things first или манифест ответственного дизайна

Британский графический дизайнер Кен Гарланд и 20 других дизайнеров, а также фотографов и студентов в 1964 г. написали манифест «First Things First».

Манифест являлся ответом на застой в британском обществе шестидесятых годов прошлого столетия, а также призывом вернуться к гуманистическому аспекту дизайна.

Манифест обличал суматошное производство рекламы и маркетинговых материалов, не несущих в себе никакой ценности и пользы обществу.

Подписавшиеся под манифестом призывали индустрии дизайна сфокусироваться на создании человекоориентированных сервисов и продуктов, полезных для общества. Манифест Гарланда и единомышленников является знаковым документом и в свое время был напечатан многих главных медиа Великобритании.

Текст манифеста на русском:

«Первоочередные вещи— в первую очередь

Мы, нижеподписавшиеся, графические дизайнеры, фотографы и студенты, воспитаны в мире, в котором нам настойчиво доказывали, что реклама — это наиболее прибыльное, эффективное и желанное средство выражения наших талантов. Нас атаковали посвящёнными этой вере публикациями, одобряя работу тех, кто отдал своё мастерство и фантазию, чтобы продавать кошачью еду, зубной порошок, средства для мытья посуды и средства для мытья волос, зубную пасту в полоску, лосьоны перед бритьём и лосьоны после бритья, газировку, диету для похудения и диету для набора веса, сигареты, шариковые дезодоранты и шариковые ручки.

Несомненно, огромное количество времени и усилий в рекламной индустрии впустую потрачено на эти банальные цели, вклад которых в наше благополучие ничтожно мал.

Вместе с увеличением числа населения мы достигли точки насыщения, в которой звенящий крик о продажах превратился в неразборчивый шум. Мы считаем, что есть другие вещи, более достойные наших навыков и нашего опыта. Есть дорожные и уличные знаки, книги и журналы, каталоги, инструкции, промышленные фотографии, учебные пособия, фильмы, телепередачи, научные и технические издания и все прочие СМИ, через которые мы продвигаем наше ремесло, наше образование, нашу культуру и нашу значительную осведомлённость о мире.

Мы не выступаем за отмену высокого давления рекламы на потребителя: это невыполнимо. Мы также не хотим убирать из жизни всё развлекательное. Но мы предлагаем сместить приоритет в сторону более полезных и долгосрочных форм коммуникации. Мы надеемся, что общество устанет от хитроумных коммерсантов, важничающих торговцев и незаметных увещевателей. И что наши умения в первую очередь будут направлены на достойные цели.

Веря во всё сказанное, мы предлагаем поделиться нашим опытом и нашим мнением и сделать их доступными коллегам, студентам и всем тем, кому это может быть интересно».

В 2000 году манифест был выпущен заново. Перевыпуск подписали многие именитые дизайнеры.

Вопрос нерационального использования навыков дизайнеров, разработчиков, аналитиков и других IT–специалистов все также является актуальным. В современном мире активно продвигаются и рекламируются сервисы ориентированные на заработок денег, а не развитие нашей среды обитания.

Каждый специалист сам принимает решение в каких проектах принимать участие, а бизнесы сами решают какие сервисы создавать и развивать.

Однако стоит отметить, что сегодня мы строим мир в котором завтра будем жить мы и наши дети. Поэтому самое время задуматься над тем куда движется индустрия и что полезного мы можем дать этому миру, в каких инициативах можем принять участие чтобы завтра было не стыдно за бесцельно прожитые дни.)

Источник манифеста